Оптимизация

Как сфотографировать туман на мыльницу. Учимся фотографировать туман

Эту статейку я задумал давно, более года назад. Наконец-то я решился опубликовать коекакие размышления.

Каковы ваши первые ощущения от тумана? Мерзко и слякотно? Возможно. Сыро и промозгло? Точно так. Но все это верно только тогда, когда речь идет о физическом восприятии тумана как атмосферного явления, его ощущения и последствий влияния – влага, сырость, плохая видимость и т. д.

Но мы с вами не ограничиваемся сухой и прагматичной оценкой туманов на уровне синоптиков. И не будем сетовать на холод и сырость, как старушки у подъезда в промозглое осеннее утро. Мы-то с вами знаем, какое это великолепное зрелище – туман.

Иликто-то еще сомневается? В таком случае, остается только одно: взять в руки фотоаппарат и – поскорее на природу.

«Там, за туманами, вечными пьяными…»

«Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги, да степной бурьян…»

Эти строки известного русского поэта Льва Ошанина сразу же приходят на ум, когда глядишь на дорогу, змеей исчезающей в туманной дымке дали. У дороги пасется одинокая лошадь. Казалось бы – классика жанра, сюжет, достойный пера Тютчева или Есенина, кисти французского живописца Клода Моне или русского художника Исаака Ильича Левитана.

Такое можно встретить только в России! Стоп! А вот это уже поклеп и наговор. Туман не знает границ. Ему наплевать на ваши политические взгляды и убеждения. Он есть, был и будет всегда. И наслаждаться его красотой и таинственностью вы сможете почти везде. И, если честно, туману наплевать на то, наслаждаетесь ли вы его красотой, ругаете ли вызванную им сырость, или равнодушны к нему. Он просто ЕСТЬ. И лично мне он всегда дарит непреодолимое желание запечатлеть хоть толику его красоты, передав ее в кадре.

Как и чем снимать туман?

Не стоит мудрствовать лукаво в поисках мест для фотографирования. Не обязательно покупать билет и лететь к восточным берегам Северной Америки, в Ньюфаундленд, где, как известно, находится самый туманный (в прямом смысле слова!) уголок нашей планеты. Не стоит ждать осени, чтобы попрактиковаться в фотографировании тумана. Нет, несомненно, туман чаще всего образуется именно осенью, когда в воздухе больше влаги и перепады температуры значительнее, чем, к примеру, летом. Однако легкий летний туман – будь то на реке, озере, или в городе – явление более чем достойное вашего внимания

Поэтому, единственный совет, который могу дать «охотникам за туманами» – вставайте пораньше, не ленитесь. Где бы вы ни жили. И вам воздастся!

Лично я снимаю цифрой. Первый аппарат который я приобрел и которым снимал в самом начале был Canon Eos 350D, только через несколько лет практики решился на приобретение более продвинутого аппарата Canon Eos 40D, сейчас снимаю на Canon Eos 7D.

Буквально пару хитростей, которые помогут вам запечатлеть красоту туманов, избежав при этом типичных ошибок, раскрою прямо сейчас.

Во-первых, как рекомендация, используйте при съемке в тумане короткофокусные объективы – результат более предсказуем, снимки выглядят более объемными и не такими блеклыми, как если снимать длиннофокусными, которые характеризуются хорошей глубиной резкости, подходящей, скорее, для портретной съемки. Но я все ж таки предпочитаю снимать на мой любимый 70-200 потому как на коротком фокусе особенно если панорама большая, все выгдялит достаточно мелко. А в густом тумане как раз не всегда есть необходимость в широком угле

Во-вторых, отнеситесь внимательно к выбору точки, с которой вы будете снимать. Это зависит от того, хотите ли вы, чтобы в тумане были заметны лучи рассвета, или, напротив – стремитесь выделить глубину тумана.

Выбор точки съемки в тумане играет решающую роль, ведь параметры съемки можно подкоректировать по ходу, а вот если ракурс не тот или место не то, тут уже ничего не поправишь. Частенько доводилось побегать из одного места в другое, с четким осознанием того что еще 2-3 минут и момент будет упущен, солнце поднимется выше, человек выйдет или поятвится в кадре и т.д.

В-третьих, опасайтесь конденсата – следует поберечь свою камеру, подготовив ее к съемке в ранние утренние часы, предварительно вытащив ее на улицу, к примеру, в герметичном пластиковом пакете. Этот совет наверное будет более актуальным если вы попали в декабрьский или январьский туман, когда на улице минусовая температура, либо если вы высоко в горах, либо когда туман на столько густой и плотный что он просто садится в виде капель. Раз на раз не приходится, я всегда с собой имею пакет в качестве страховки.

В-четвертых никогда не забывайте взять с собой штатив. Признаюсь честно, я не большой любитель снимать со штатива, тем более когда надо постоянно перемещаться с точки на точку, но недооценивать роль штатива нельзя. Особенно тогда когда есть существенный недостаток в свете, и есть необходимость в глубине резкости.

Советов можно давать бесчисленное множество. Уверен, помимо общих, всем известных наблюдений, у каждого фотографа есть свои хитрости, секреты, заморочки… Но, как сказал классик, «И опыт - сын ошибок трудных, и гений - парадоксов друг».

Вам, любознательные!

Кстати, интересный факт – знаете ли вы, что на Титане, спутнике Сатурна, ученые предполагают погодный цикл, схожий на земной? И уж где-где, а там с туманами все в порядке – они покрывают весь южный полюс небесного тела! Правда, по мнению ученых, туман этот является результатом испарения метана, а не воды, как на Земле. Интересно, а чем там надо фотографировать? Может, кто подскажет?

Да, и вот еще что – если вы не привыкли вставать с первыми лучами солнца и не готовы ждать, когда путешествия на Титан станут обычным делом – просто наведите объектив своего фотоаппарата на… облака! Ведь это, по сути, тот же туман! Или, скорее, наоборот: туман – то же облако. Спустившееся на землю, чтобы немного отдохнуть…

Фотография в туман, самого тумана или даже дымки может оказаться очень капризной. Нередко так получается, что после проведенной фотосессии, при разглядывании готовых результатов на большом экране монитора, фотограф понимает - атмосфера не ответила взаимностью, и фотографии получились размытыми и плоскими. Давайте рассмотрим некоторые методы, использование которых поможет получить достойное качество при таких уникальных условиях съемки, как туман.

Daniel Řeřicha

Туман обычно формируется при высокой влажности и резком охлаждении воздуха, что часто происходит весной и осенью, сразу после заката. Этот туман может оставаться вплоть до утра, пока солнце не прогреет землю и воздух. Велика вероятность того, что вы найдете туман где-то близ воды в низине. Поверхность воды, как правило, немного теплее окружающего воздуха, что и способствует образованию тумана. Мы говорим о фотографии в туман, но подразумевается также и такое фотографическое понятие как дымка.

Фотографирование в тумане отличается от съемки в ясную погоду. Окружающая действительность, архитектура, деревья и даже люди плохо видны, не имеют четких контуров и часто изображение лишено контрастности и насыщенности цветов. И это как раз и нужно использовать в при этом красивейшем погодном «спецэффекте».

Prasit Chansareekorn

В сущности туман можно сравнить с большим рассеивающим свет софтбоксом, который распространяет свет на большую поверхность.

Композиционная составляющая в тумане, как правило, слабо освещена, что требует больше времени экспозиции. Кроме этого, туман делает воздух более светоотражающим, и несомненно, введет в заблуждение любой встроенный экспонометр камеры, которая посчитает экспозицию при таком свете меньше, чем необходимо. Точно также, как фотографирование снега, фото в туман требует положительную экспозиционную коррекцию.

В обмен на все эти потенциальные недостатки туман может стать мощным и полезным инструментом для подчеркивания глубины, освещения и формы предметов. Фотографии в туман могут стать таинственными и сказочными, что, несомненно и делает их такими популярными среди номинантов на премии в различных фотоконкурсах. Зная, как использовать эти уникальные свойства туманной фотографии, без труда можно получить снимки, которые...

...великолепно подчеркнут глубину

Чем дальше объект находится от камеры в туманную погоду, тем он хуже виден, при этом теряется контраст и иногда довольно резко. Это и хорошо, и плохо одновременно. Размытие в дымке заднего плана придает объем всему снимку за счет того, что детали изображения хуже угадываются и появляется световая и воздушная перспектива. Но за счет этого же возникает трудность в фотографировании объектов заднего плана. С каждый последующим метром насыщенность, контрастность и резкость может падать, не всегда в нужном для фотографе диапазоне.

И хотя нет никаких твердых правил для фотографии в тумане, очень часто бывает полезным включать в композицию объект, который находится на достаточно близком расстоянии от объектива, чтобы быть хорошо прорисованным. Такое расположение добавляет некоторое тональное разнообразие и создает соответствующее восприятие той части фотографии, которая будет выглядеть более светлой из-за дымки.

...великолепно отразят свет

Капли воды, которыми насыщен воздух в туман делают свет рассеянным. Это в значительной степени смягчает его и заставляет проявляться светлые полосы от концентрированного или направленного источника света. Классическим примером может служить фото в лесу в раннем утреннем свете, когда снимок сделан в направлении этого светового луча.

Иногда достаточно лишь сдвинуть камеру, чтобы исчезли эти солнечные “снопы”, а поэтому будьте внимательны.

Подобные приемы слишком хороши, чтобы от них отказываться.

Лучи света будут наиболее хорошо прорисованными, если вы находитесь достаточно близко к источнику света. Такое положение гарантирует, что при рассеянном свете четкий солнечный луч будет выделяться на общем фоне.

С другой стороны, если туман очень плотный или источник света очень сконцентрирован, то лучи света в любом случае будут четко видны, независимо от того, с какого угла фотограф производит съемку.

... эффектно подчеркнут формы и силуэты

Туман может подчеркнуть форму предметов, потому что за счет него будет уменьшена текстура и контраст объекта. Часто может наблюдаться даже не полная прорисовка силуэта.

Необходимо обратить особое внимание на взаимное расположение объектов в композиции, иначе контур одного объекта или границы могут пересекаться с другим объектом и создавать невнятный хаос в фотографии.

Фотографируйте со стороны

Наверняка вы сталкивались с тем, что фотографы сетуют на трудность съемки внутри леса. Трудность эта выражается в том, что сложно “простой констатации факта наличия деревьев”, нужно попробовать сфотографировать непосредственно за пределами области расположения. Выходите из леса, пересекайте его границы, наблюдайте за деревьями со стороны. Туман или дымка могут сослужить хорошую службу для данной методики съемки.

На дальнем расстоянии туман выглядит не более, чем низкий слой белых облаков, но способствует гармоничной передаче световой перспективы.

Синхронизируйте фотосессию с изменениями в природе

Помните о том, что туман и дымка постоянно меняют свое положение. Они могут выглядеть и как ровное распределение светлого тона по всей поверхности, какую может охватить глаза, а могут висеть белыми малопрозрачными клочками. В зависимости от типа туман может перемещаться быстрее или медленней, иногда даже не заметно для глаз, потому что человеческие глаза умеют приспосабливаться к разным видам освещения.

Обратите внимание на тот факт, что туман не сможет удерживать текстуру окружающего пространства, если время экспозиции не достаточно короткое. При длинной выдержке затвора вы получите на своих снимках сглаженность и плавное перетекание белого света разной концентрации из одной точки снимка в другую. Тем не менее, длинные выдержки пригодятся в том случае, когда туман движется медленно и плавно, практически незаметно для глаз.

Хотя короткая экспозиция, как правило, делает намного лучше работу по замораживанию движения тумана, она также оказывает существенное влияние на количество шумов на изображении при просмотре на 100%. Такая проблема обычна и типична. Поэтому “замораживать туман” - не вариант, если фотограф хочет избежать шума.

Выпадения конденсата. Защита фототехники

Основная проблема для фототехники - капли воды конденсации из воздуха. Будьте уверены - эти же капли, что “висят” в воздухе также могут конденсироваться на поверхности объектива или внутри камеры. Если камера находилась в соответственной окружающему пространству температуре воздуха, а туман не слишком плотный, то вы можете не заметить конденсат вообще. И в обязательном порядке конденсат появится, если камера находилась при температуре существенно выше чем та, в которой вы снимаете дымку.

К счастью для фотографов и их фототехники есть простой способ свести к минимуму конденсацию влаги, вызванную переходом из помещения на улицу.

Прежде, чем выйти из дома, упакуйте камеру полностью в полиэтиленовый герметичный пакет и не открывайте его на открытом воздухе, пока пакет не станет такой же температуры, как окружающее пространство.

К сожалению, иногда появление немного конденсата неизбежно. Просто не забудьте протирать объектив и камеру сухой тканью.

14.12.2010 37354 Советы по фотографии 0

Зима - самое темное время года и не часто радует нас полноценным освещением. Однако только зиме присуща особая свежесть, разнообразие и уникальность цветовой палитры. Чтобы осуществить фотосъемку при наилучшем освещении, вам, вполне возможно, придется встать пораньше, выйти из дома еще до восхода солнца и провести за работой целый день до заката. Сделайте усилие над собой, и вы будете вознаграждены богатым освещением, которое изменяется с каждой секундой. Оденьтесь теплее, если не хотите чтобы ваши «батарейки» сели быстрее, чем аккумулятор камеры. Если вы предпочтете провести лишний час в постели, то для вас есть отличная новость: в зимние месяцы солнце располагается ниже, поэтому вы можете продолжать съемку целый день и получать красивые, хорошо освещенные снимки.

Снег кружится, летает, летает... Фотографируем снег

Настоящий мороз и снегопад в последнее время достаточно редкие гости зимой, поэтому фотографам так важно не упустить визит «настоящей зимы». Чтобы получить снимки свежего, чистого, нехоженого снега вам нужно выйти из дома пораньше. Кроме того, если вы не поленитесь выйти до восхода солнца, вы получите уникальную возможность поймать в кадр волшебный свет восхода солнца - контраст теплого, золотого неба и холодного, синеватого снега для потрясающих фото. Но самое главное, удостоверьтесь, что аккумулятор камеры полностью заряжен - в условиях холодной погоды потребляется большое количество энергии.

Ослепительно белое небо и покрытый снегом ландшафт способны воссоздать сверхъестественные, удивительные, светлые снимки в великолепных черно-белых тонах. Вам не нужно стараться поместить в кадр всё - минимума часто вполне достаточно. Используйте оптику со средними значениями зума, для того, чтобы зафиксировать деревья, покрытые снегом крыши, четко очерченные статуи и другие графические элементы в кадре на фоне чистого белого неба. Если на фотографии доминируют белые участки, обязательно проверьте недодержку после тестового снимка (смотрите ниже). Также вы можете воссоздать светлую тональность ваших снимков в Photoshop.

Снимая заснеженные ландшафты или городские пейзажи, старайтесь мыслить оригинально для создания запоминающихся фото. Снег - великолепный пустой холст, идеальный для четких объектов. Потрудитесь найти яркие цвета для особого контраста на чистом снегу. К примеру, выигрышную комбинацию с белым создают красные объекты: телефонные будки, почтовые ящики и дорожные знаки.
Если идет снег, поэкспериментируйте с различными скоростями затвора для всевозможных эффектов. Медленная скорость затвора позволит зафиксировать движение снега, создавая привлекательный «мерцающий» эффект, который часто виден на зимних снимках. Работа в режиме «Приоритет выдержки» позволит быстро использовать различные настройки. Нормальную скорость затвора хорошо использовать в условиях, когда ветра почти нет, в пределах 1/15 сек или медленнее. При сильных порывах ветра подберите более высокую скорость затвора.

Дважды подумайте насчет использования вспышки, когда идет снег. Свет отразится на падающих снежинках, которые находятся ближе к вспышке и, таким образом, возникнет эффект ярких пятен на фото. Этот эффект может использоваться разве что в креативных снимках.

Зима - это время низкого, скупого солнечного света, который поможет выделить текстуру на снегу - наклонитесь ниже, чтобы получить максимальный эффект. Низкий солнечный свет провоцирует длинные тени - используйте их для того, чтобы отвлечь смотрящего от переднего плана на объект и добавить глубину вашему снимку. Тени на снегу могут создать интересные абстрактные изображения. Расположитесь таким образом, чтобы вы и ваш штатив не отбрасывали тень на изображение - встаньте в тени так, чтобы спрятать свое очертание.

Когда вы используете прямоугольные фильтры, может возникнуть ситуация, когда не хватает места для колпачка объектива, который используется для устранения отсветов линзы. Прикройте объектив рукой или, еще лучше, составьте ваш кадр, а затем накройте объектив своей тенью при условии, что камера расположена на штативе. Иначе ваши фото получатся размытыми, со слабым контрастом, если вы ничего не предпримете.

Правильно настраиваем экспозицию

Главное - помнить, что во время съемки снега могут сбиться настройки камеры и система автоэкспозиции. Это, главным образом, приведет к тому, что ваша камера настроится на средний тон. Вместо определения степени освещения снимка, определяется степень отражения. В случаях, когда полутона гармонируют (например, серая машина на фоне зеленого поля)- нет проблем. Но как быть с темными кадрами, например черная кошка в черном подвале? Камера настраивается на полутон и снимки выглядят размыто. Такая же ситуация наблюдается во время съемки ослепительно белого снега: камера настраивается на полутон, таким образом снег в результате выглядит плоско и серо.

Чтобы вернуть снимкам снега белоснежную яркость, вам необходимо помочь своей камере. Ниже приведены три способа, как достичь белого, а не серого цвета снежного покрова.

1. Отключите экспонометр и примените передержку

Отключив экспозамер ярких участков снега и настроив положительную компенсацию экспозиции, вы вернете снегу его яркий белый цвет. Сфокусируйте камеру на объекте, затем настройте зум на яркий участок снега в кадре. Используйте кнопку компенсации экспозиции (+/-) добавив значение в пределах от+ 2/3 до + 1 2/3 EV в зависимости от яркости снега - чем он ярче, тем большее значение нужно использовать. Затем, снимите показания экспонометра и нажмите кнопку блокировки автоэкспозиции (AE-L) . Или же воспользуйтесь ручной настройкой экспозиции и настройте правильную комбинацию значения «передержки» и скорости затвора.

2. Отключите экспозамер полутонов и «недодержите»

Вместо экспозамера снежного покрова, зафиксируйте показатель экспозиции полутона кадра - например серой скалы, здания или тротуара - словом того, что вас окружает. Нет необходимости настраивать положительную компенсацию экспозиции с использованием цветовых эффектов, чтобы «обманом» привести систему экспонометра вашей камеры в состояние недодержки: снег и без этого автоматически воспримется ярким. Фактически, вам нужно настроить небольшую недодержку, чтобы устранить блики на снегу, возникшие из-за быстрой съемки (имеющие вид выжженных, размытых участков). Проверьте гистограмму - если ее уровень достигает правой стороны, используйте кнопку компенсации экспозиции в пределах значений от -1/3 до -1 EV от исходных показателей экспозиции полутона.

3. Легкий способ - просто используйте гистограмму

Во времена использования пленки, очень важно было быть точным с настройкой экспозиции «снежного» кадра - малейшая ошибка перечеркивала всю работу и доставляла немало огорчений. Поэтому вдвойне приятно, что цифровые камеры с гистограммами значительно облегчают труд фотографа и исключают досадные ошибки. Если вы не фиксируете важный момент и у вас в запасе есть время, наведите объектив, сделайте пробный снимок и проверьте гистограмму. Уровень находится в центре гистограммы? Добавьте немного позитивной компенсации экспозиции, чтобы вернуть яркость. Показатель гистограммы находится в правом углу? Добавьте отрицательную компенсацию экспозиции.

Большое количество яркого снега на этом снимке привело к «недодержке» - пустой правый угол гистограммы.

Установка значения 2/3 позитивной компенсации экспозиции сделала белый цвет ярче без потери деталей.

Производители фотокамер используют различные системы экспозамера и алгоритмы экспозиции в зеркальных камерах. Чем дороже модель - тем более совершенны функции. Однако на деле может оказаться так, что вам нужно совсем немного или вообще нет необходимости в компенсации экспозиции «снежных» кадров. На самом деле вы можете обнаружить, что ваша камера вполне справляется с передачей яркости снега, что вам нужно просто немного добавить негативной экспозиции для устранения эффекта, возникающего от сильно освещенных участков. Изучите настройки вашего фотоаппарата, и как он работает при различных уровнях освещения снежного покрытия. Делайте снимок в RAW-формате, а не в JPEG для того, чтобы была возможность точно настроить экспозицию.

Синий-синий иней лег на провода... Фотографируем иней

Чтобы получить хорошие снимки инея, вам нужно встать и выйти из дома пораньше. Иней чаще всего наблюдается рано утром и в предрассветные часы, а сочетание мягкого света и глубоких ледяных текстур - ради этого можно пожертвовать сном и запечатлеть удивительные моменты.

Хрустящая изморозь преобразит любой снимок, будь то деревенский пейзаж, крупные планы вашего сада или городского парка. Какой бы ни был предмет, подход один и тот же - все делаем быстро! Прикосновения лучей солнечного света, чуть теплее всего лишь на градус - и волшебство исчезает. Хотя это может сыграть вам на руку, позволяя захватить контраст холодных теней и участков теплого солнечного света в кадре.

Снимая иней, самый подходящий вариант - скомбинировать низкие показатели ISO для лучшего качества картинки и малую диафрагму (высокие f- значения, такие как /16, f/22), чтобы увеличить глубину кадра. Уровень освещения будет низким в начале дня, поэтому лучше использовать штатив, примените блокировку зеркала, если ваша камера обладает этой функцией (обычно она находится в меню) и включите таймер автоспуска затвора. Конечно, вы можете спустить затвор с помощью пульта ДУ, но это дополнительное устройство будет неловко держать в озябших пальцах в морозное утро.

Если вы работаете с крупными планами, убедитесь, что ваше дыхание не попадает на объекты съемки, и вы не дотрагиваетесь до них, когда перемещаете штатив. Также выбирайте темный фон для таких снимков, чтобы выделить иней.

Фоновое освещение способно придать инею сияние, хотя вероятнее всего, вам придется настроить экспозицию. Яркость фонового освещения может «сбить с толку» вашу камеру и привести к «недодержке», однако все зависит, насколько велик объект и насколько интенсивна яркость фонового освещения. Возможно, вам придется добавить немного позитивной компенсации экспозиции. Если темный фон занимает слишком много места в кадре, камера может передержать кадр и объект получится размытым. Добавьте негативную компенсацию экспозиции. Проверьте гистограмму после первого снимка и настройте экспозицию, если есть такая необходимость.

У природы нет плохой погоды... Как фотографировать туман и пасмурную погоду в зимний период

Советуем вам следить за прогнозом погоды в сезон зимней фотографии. Самая благоприятная погодная ситуация для вашей работы - слабая область высокого давления, которая в свою очередь является причиной холодных, практически безветренных ясных ночей. Результат этих явлений - утренняя мгла и туман.

На место съемки стоит прибыть как можно раньше, так как наиболее выгодное освещение наблюдается сразу после восхода солнца, когда оно озаряет все вокруг золотистым светом. Погодные условия зимой скоротечны, поэтому вам нужно двигаться быстрее. Когда солнце находится высоко в небе, влага может очень быстро испариться. Убедитесь, что вы точно определились с местом и объектом съемки, если вы хотите успеть сделать снимки.

Одной из проблем, с которой сталкиваются многие начинающие фотографы во время съемки пасмурного утра и тумана, является точная экспозиция. Даже самые продвинутые экспонометры могут ошибиться во время работы в серо-белом тумане - как это бывает во время съемки снега. Эти погодные условия снижают экспозицию и в результате снимки получаются грязно-серыми и темными. Эту проблему решить довольно просто: вам достаточно добавить позитивную компенсацию экспозиции. Вам нужно настроить значение в пределах от +1/2 до +2 EV в зависимости от яркости кадра (более яркие сцены «собьют с толку» экспонометр в сторону большей недодержки).

Съемка с применением телефотообъектива уменьшит эффект тумана, поэтому целесообразно настроить баланс белого, который придаст кадру совершенно иной вид. Даже учитывая тот факт, что в большинстве ситуаций во время съемки вне помещения, вы включаете авторежим баланса белого или дневной свет, очень многого можно добиться, поэкспериментировав с настройками.

Изменяя баланс белого до режима «tungsten», будет усилена холодность туманных или морозных кадров. Всегда намного лучше сохранять снимок в RAW-формате и совершать любые настройки баланса белого в специальной программе редактирования RAW-файлов, что даст вам свободу изменять и обрабатывать кадры на ваше усмотрение без риска потери качества конечного изображения.

КАК СНИМАТЬ ТУМАННЫЙ ПЕЙЗАЖ? Кадры с туманом неизменно привлекают внимание зрителей: они загадочные, необычные, атмосферные. Как снимать кадры с туманом? Как вообще застать это необычное природное явление? В этой статье я поделюсь своим опытом… Для успешной съемки важно спрогнозировать появление тумана, чтобы вовремя выехать на место. К сожалению, синоптики не всегда могут предсказать появление тумана, и ориентироваться на них я не советую. Да и мало какие сервисы прогноза погоды вообще говорят что-либо о тумане. Лучше здесь ориентироваться на свой опыт. Туман, как правило, явление не такое уж частое и не слишком предсказуемое. В разных областях нашей страны он выпадает с разной частотой, и многое зависит от конкретной местности. Понаблюдайте за природой в своем регионе. Однако, общие рекомендации по поиску тумана дать можно. Чаще всего его можно застать ранним утром: перед восходом солнца и сразу после. Это обусловлено переменой температуры: от холодной ночи к теплому утру. Чем больше перепад температур между ночной и дневной, тем с большей вероятностью появится туман. А если прошлым днем прошел дождь, то вероятность появления тумана сильно возрастает. Чаще всего туман можно застать в низинах, около водоемов и болот. Фотографии к этой статье были сделаны на заболоченном берегу пруда. Накануне вечером прошёл дождик, а ночная температура была довольно низкой. Поэтому я решил выдвинуться на съемку в одно из заранее намеченных мест. Если вы собираетесь снимать пейзажи, обязательно составляйте некий список красивых мест, точек съемок, ходите на фоторазведку. Это поможет на самой съёмке работать быстрее и продуктивнее. В тумане многие, казавшиеся раньше обыкновенными места, смотрятся необычными, сказочными. Туман отлично подчёркивает объём, воздушную перспективу в кадре. Итак, вы пришли туманным утром на место съёмки. Надеюсь, вы не забыли штатив? Ведь освещение утром не такое уж интенсивное, и без штатива придётся снимать либо на высоком ISO и получать кадры, испорченные цифровым шумом, либо снимать с рук на слишком длинных выдержках и получать кадры, испорченные “шевеленкой”. Чтобы получить резкий пейзажный снимок, в подавляющем большинстве случаев стоит использовать штатив. Подытожим. Чтобы сделать качественный снимок, необходимо: 1. Установить камеру на штатив. 2. Настроить минимальное ISO. Для большинства фотоаппаратов, это ISO100. 3. Чтобы весь кадр был резким, стоит снимать при диафрагме, закрытой до f/8. Так мы добьемся большей глубины резкости. Кроме того, именно на f/8 большинство объективов демонстрирует максимальное качество изображения. Разумеется, все эти манипуляции можно сделать только в режимах М или А (AV - на Canon). Я снимаю пейзажи только в режиме М, чтобы автоматика камеры не вмешивалась в моё творчество. Если вы пока не знаете, как снимать в ручных режимах, советую поскорее научиться это делать. А пока, можно использовать сюжетную программу “пейзаж”, которая есть во всех любительских фотоаппаратах. Я при фотографировании использовал фотоаппарат Nikon D810 с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Для пейзажной съемки можно порекомендовать именно широкоугольные объективы. Ими пейзажисты пользуются чаще всего. Из интересных широкоугольных объективов на полный кадр кроме упомянутого Nikkor 18-35, можно посоветовать шикарный Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED Nikkor, обладающий не только прекрасной резкостью, но и высокой светосилой. Или же Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor, обладающий стабилизатором изображения. Для камер формата APS-C (Nikon D3200, Nikon D3300, Nikon D5300), существуют разработанные специально для них объективы, дающие даже с учетом кроп-фактора широкий угол обзора. Среди такой оптики можно выделить Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor. Ну а если же вы собираетесь снимать пейзаж первый раз, то вполне будет достаточно китового объектива с фокусными расстояниями 18-55 мм.

В съемке пейзажей туман играет особую роль. Он может с легкостью превратить обычный снимок во что-то экстраординарное, наполненное тайной и загадками. Но достигнуть нужной атмосферы не так-то просто. Создавать композицию в таких условиях нужно осторожно, внимательно следя за всеми деталями. Неправильный подход может сделать кадр плоским, а объект съемки просто может затеряться в тумане.

Когда и где фотографировать туман

Туман наблюдается во все времена года, но наиболее часто он появляется осенью. Именно осенью происходят сильные перепады температур между днем и ночью. Это приводит к образованию в воздухе мелких капелек воды.

Туман появляется чаще всего рано утром, поэтому для того, чтобы заснять это явление, нужно заранее запланировать место съемки и прийти туда как можно раньше. Туман развеивается довольно быстро. но дымка может оставаться на протяжении дня в безветренную и пасмурную погоду. Для съемки тумана лучше всего подойдут долины рек, озер, прудов и побережье моря. Также туман часто образовывается вокруг возвышенностей и над влажным грунтом. В качестве места съемки отлично подойдет возвышенность, с которой открывается вид на стелющийся внизу туман. Он может скрывать элементы рельефа или леса и подчеркивать некоторые детали. Отличные кадры получаются при съемке в гуще самого тумана. Основной объект съемки будет четко виден, а все остальные элементы поглотит туман, и они будут не настолько значимы.

Интенсивность света

Ни для кого не секрет, что туман ухудшает видимость. Он работает как огромный софтбокс, смягчая проходящий через него свет.

В таких условиях все цвета становятся менее насыщенными, а детализация объектов менее интенсивной. Можно считать, что для фотографии это плохо, но при правильном подходе такие условия можно использовать в свою пользу. Фотографии, сделанные в тумане, выглядят более монотонными и более изящными. Туман позволяет создавать простые композиции, выделяя лишь сильные фигуры и приглушая менее значимые, которые находятся на заднем плане. Условия освещения в тумане часто приводят к неправильному определению экспозиции камерой. Снимки могут получиться слишком темными. В таком случае следует пользоваться ручными настройками или компенсацией экспозиции. Для правильной корректировки экспозиции можно воспользоваться гистограммой. Она должна смещаться к правому краю, но следует внимательно следить за появлением пересветов. Их быть не должно.

Для получения большего эффекта от съемки тумана следует придерживаться некоторых правил:

Следите за прогнозом погоды. Стоит замечать моменты, когда теплый день сменяется холодной ночью или наоборот. Контраст температур и влажность - это основные моменты, влияющие на появление тумана. Чтобы застать туман и успеть вдоволь пофотографировать следует вставать еще до восхода солнца.

Пользуйтесь штативом. В тумане освещение не слишком интенсивное, поэтому придется фотографировать на длительной выдержке. Именно поэтому для получения резких кадров придется пользоваться штативом.

Правильная экспозиция. Для фотографирования тумана следует пользоваться режимами Av или M. Компенсацию экспозиции следует поставить на +1. Для того, чтобы кадр наверняка получился нормально проэкспонирован, можно пользоваться брекетингом экспозиции со значениями 0, +1, +2.

Различные объективы. В зависимости от условий съемки будет определяться объектив, подходящий для данного вида фотографии. Широкоугольные объективы отлично подходят для общих планов, а телеобъектив позволит запечатлеть конкретные детали в тумане.

Ранняя съемка. Чаще всего туман рассеивается с появлением солнца. Поэтому начинать съемку нужно как можно раньше утром, до восхода солнца. Отличные фотографии получаются в момент спада тумана, когда солнце начинает заливать своим светом окрестности, а туман отступает, раскрывая элементы ландшафта.

Перемещение вслед за туманом. Туман может перемещаться, поэтому следует быть готовым к переходу на новое место съемки. Если дымка слишком густая, фотографировать лучше с возвышенности, или найти место, в котором туман заканчивается и идти вдоль гряды, в поисках подходящего места для съемки.

Конденсация влаги. Следует постоянно . При съемке в густом тумане на оптике могут образовываться капли воды. Их следует вытирать бумажной салфеткой или специальной тканью. Также следует заботиться о поверхности фильтров.

Восход солнца и туман

Фотографируя со стороны восходящего солнца можно придать туману оранжевую подсветку и немного драматизма. Для того, чтобы заснять, как первые лучи солнца освещают капли воды, застывшие в воздухе, туман должен быть не слишком густым.

Для создания такой фотографии следует найти место для съемки на возвышенности и приступить к фотографированию сразу после того, как первые лучи осветят туман. Наиболее интенсивный цвет держится в течении десяти минут после восхода солнца. Заметив в тумане интересный элемент, можно сфотографировать его крупным планом, используя компенсацию экспозиции не -2 или -3 для получения силуэта.

Дополнительные примеры фотографий тумана